Адак

Публикации

Информационный бюллетень №4

Апрель 2017 года

Тема: Меморандум НП "АДАК".

МЕМОРАНДУМ

А. Преамбула.

Настоящий Меморандум - это документ, который является напоминанием общей позиции членов Некоммерческого партнёрства «Дистрибьюторов автомобильных комплектующих «АДАК» (далее – НП «АДАК» или Партнёрство) в вопросе развития рынка технического обслуживания автомобилей и оборота запасных частей к ним (далее – рынок).

Краткий обзор рынка, тенденций его развития и возникающих рисков:

  • 1. Современный рынок все больше интегрируется и, одновременно, становится все более разнообразным, специализированным и сложным.
  • 2. Производство и поставка транспортных средств на международные рынки приводят к увеличению количества разнообразных типов и версий автомобилей, что положительно оценивается покупателями.
  • 3. Положительная оценка автовладельцев учитывает все большее разнообразие автомобилей с фокусом на конкретные модели специального применения. Это делает пользование специализированных транспортных средств более удобным.
  • 4. Автомобиль становится все более сложным техническим изделием, совмещающим детали механики, электроники и автоматики. Это порождает новый тип зависимости пользователей автомобилей от производителей: покупатели транспортных средств, с одной стороны, платят справедливую стоимость производителям, а с другой стороны, испытывают на себе в полной мере те инициативы и механизмы производителей, о которых не были предупреждены вначале и которые не приобретали; тем не менее, они вынуждены оплачивать их без выбора альтернативы по тарифам, которые формируются благодаря специальным технологическим приемам, создающим специальные ограничения на рынке и приводящим к росту расходов автовладельцев.
  • 5. Возрастает сложность владения транспортным средством после его покупки: пользователь, оплатив справедливую стоимость транспортного средства по требованию производителя и/или его представителя, вправе ожидать доступного и эффективного для себя последующего обслуживания и ремонта автомобиля. Вместо этого, он начинает быть привязан к комплексу технологических ограничений, которые, в свою очередь, вызывают необоснованное завышение стоимости владения транспортным средством. Такая стоимость владения определяется не только и не столько стоимостью приобретения транспортного средства, сколько последующими расходами при его эксплуатации и обслуживании в длительный промежуток времени от трех и более десяти лет.
  • 6. Отсутствие в Российской Федерации понятийного аппарата, соответствующего современным международным нормам (оригинальные запасные части, запасные части соответствующего качества, платный ремонт в течение гарантийного периода транспортного средства и т.д.).
  • 7. Отсутствие справедливой системы взаимоотношений всех участников рынка: от производителей компонентов и транспортных средств до автовладельцев.
  • 8. Отсутствие специализированной законодательной базы, чётко регулирующей рынок. В качестве примера такого регулирования можно привести европейские документы: Commission Regulation 461/2010 и Supplementary guidelines (2010/C 138/05).

НП «АДАК» и его члены находятся на конкурентном рынке и руководствуются ценностями снятия любых ограничений для развития конкуренции, а также считают крайне важным выработать справедливую законодательную базу регулирования рынка по следующим причинам:

  • 1. Транспортные средства являются источником угрозы жизни и здоровья людей. Особенно это касается технически неисправных автомобилей. Статистика дорожных происшествий наглядно подтверждает это.
  • 2. Транспортные средства играют значительную роль в экономической и социальной жизни нашей страны. Расходы на содержание и обслуживание автомобилей составляют значительную часть, как в себестоимости большинства товаров и услуг, так и в личных бюджетах автовладельцев.
  • 3. Большинство продаваемых транспортных средств в нашей стране являются иностранными, что создаёт риски технологической безопасности российского парка автомобилей. Свободный доступ к любым запасным частям, а также к технической информации по их ремонту и обслуживанию является необходимым условием технологической безопасности парка.
  • 4. Вредность для конечного потребителя любых ограничений по доступности к экспертизам, технологиям и материалам и к их разнообразным каналам поставки, которые способствуют наилучшей диагностике, обслуживанию и ремонту транспортных средств.
  • 5. Конкуренция, а не ограничения создают квалификационный уровень работ, наилучший сервис и мотивацию удовлетворения потребителя, а также позволяют наилучшим образом контролировать цены на материалы и услуги для конечного потребителя.
  • 6. Наличие специальных программ производителей транспортных средств, ограничивающих доступность обслуживания и ремонта на свободном рынке материалов и услуг. В частности, производители транспортных средств используют электронные механизмы, без применения которых смена запасной части невозможна. Такие программы и такие модели транспортных средств должны иметь условные маркеры, отражающие риски доступности и доверия для пользователей и сюрпризы-стратегии, вынуждающие пользователя к принятию условий «обслуживание только у нас, на наших условиях и по нашим ценам». Необходимо составлять справочники таких случаев, моделей и производителей транспортных средств, чтобы предупреждать покупателей об угрозах новых технологических связей между пользователями и автопроизводителями, которые они не покупали, но будут вынуждены их оплатить.
  • 7. Недостаточный уровень доступности материалов и услуг на основе свободной конкуренции по причине комплекса ограничений, создаваемых производителями транспортных средств, что сопровождается необоснованными расходами на владение транспортным средством для пользователя.

В связи с описанной сложившейся ситуацией и указанными причинами мы считаем необходимым в кратчайшие сроки разработать нормативно-правовую базу регулирования данной сферы.

До тех пор в своей деятельности НП «АДАК» и его члены, а также организации, подписавшиеся под Меморандумом, будут придерживаться норм и правил, содержащихся в Меморандуме, соответствующих лучшим мировым стандартам, коими мы считаем вышеуказанные европейские нормативные документы.

Дальнейшее содержание Меморандума отображает позицию Партнёрства и его членов, устанавливает основные понятия и принципы взаимоотношений участников рынка.

Б. Основные понятия.

Производитель автомобильных компонентов (запасных частей) – предприятие, занимающееся выпуском автомобильных компонентов.

Производитель транспортных средств и/или его дистрибьютор (далее – автопроизводитель) – предприятие, занимающееся производством (сборкой) транспортных средств.

Дистрибьютор производителя автомобильных компонентов – юридическое лицо, имеющее заключённый договор с производителем автомобильных компонентов для их дальнейшего распространения.

Дилер автопроизводителя – юридическое лицо, имеющее заключённый договор с автопроизводителем для дальнейшего распространения его транспортных средств и/или их ремонта и технического обслуживания.

Независимая станция технического обслуживания (СТО) – юридическое лицо, не имеющее договоров с автопроизводителями, но осуществляющее ремонт и техническое обслуживание транспортных средств.

Независимые операторы - независимые СТО, производители и дистрибьюторы запасных частей, производители ремонтного оборудования или инструмента, издатели технической информации, автомобильные клубы и ряд других организаций.

Оригинальные автомобильные компоненты (запасные части) – это запасные части или оборудование, произведённые в соответствии со спецификациями и производственными стандартами, разработанными автопроизводителем для производства запасных частей или оборудования для сборки его транспортных средств. Это означает, что оригинальными компонентами, если они соответствуют указанным требованиям, могут быть: а) запчасти, произведённые самими автопроизводителями и распространяемые под своими торговыми марками; б) запчасти, изготовленные производителями автомобильных компонентов, которые поставляются автопроизводителям для сборки транспортных средств или для дистрибуции членам их авторизованных сетей, т.е. их дилерам, распространяемые под торговыми марками автопроизводителей; в) запчасти, изготовленные производителями автомобильных компонентов, которые поставляются под своими торговыми марками на независимый вторичный рынок их дистрибьюторам с соблюдением условия, что они произведены в соответствии со спецификациями автопроизводителей.

Компоненты (запасные части) соответствующего качества – запасные части, которые должны быть достаточно высокого качества, чтобы их использование не угрожало репутации авторизованной ремонтной сети автопроизводителя. Необходимость же доказать, что запасная часть не соответствует этому требованию, ложится на автопроизводителя, который должен привести доказательство негативных последствий, если он хочет воспрепятствовать своему дилеру использовать такую запасную часть.

Техническая информация по ремонту и обслуживанию транспортных средств – это вся информация, необходимая для диагностики, обслуживания, проверки, периодического мониторинга, ремонта, повторного программирования или повторной инсталляции транспортного средства, и которую автопроизводитель предоставляет своим дилерам, включая все соответствующие приложения и дополнения к такой информации; информация включает все данные для установки запчастей или оборудования на транспортное средство. Список технической информации: программное обеспечение; коды ошибок и другие параметры вместе с обновлениями, которые необходимы для работы на электронных блоках управления; ВИН номера или любые другие методы определения транспортного средства; каталоги запчастей; процедуры ремонта и обслуживания; рабочие решения, появившиеся на основании практического опыта и связанных с проблемами, типичными для данной модели автомобиля; уведомления отзыва автомобилей; сервисные книжки, технические инструкции; диаграммы и иная информация. Коды запчастей и любая другая информация, необходимая для определения правильной запчасти под товарным знаком автопроизводителя для установки на конкретный автомобиль, также являются технической информацией.

Гарантийный ремонт – техническое обслуживание и/или ремонт транспортного средства, осуществляемый дилером автопроизводителя за свой счёт и/или за счёт автопроизводителя в течение гарантийного периода.

Платный ремонт в течение гарантийного срока автомобиля (далее – платный ремонт) – техническое обслуживание и/или ремонт транспортного средства, осуществляемый дилером автопроизводителя или независимой СТО за счёт владельца транспортного средства в течение гарантийного периода.

Постгарантийный ремонт - техническое обслуживание и/или ремонт транспортного средства, осуществляемый дилером автопроизводителя или независимой СТО за счёт владельца транспортного средства после завершения гарантийного периода.

В. Принципы взаимоотношений участников рынка.

Ремонт транспортных средств, оборот автомобильных компонентов.

В ходе проведения гарантийного ремонта транспортных средств автопроизводитель имеет право требовать использования только запасных частей, поставляемых им, и исключительно у его дилера.

В ходе проведения платного и/или постгарантийного ремонта транспортных средств дилеры автопроизводителей свободны в своём выборе категорий используемых запасных частей, т.е. они вправе, по согласованию с клиентов, сами решать, использовать ли им любые оригинальные запасные части и/или запасные части соответствующего качества.

Для проведения платного и/или постгарантийного ремонта транспортных средств автовладелец свободен в выборе организации обслуживания: он может обратиться как к дилеру автопроизводителя, так и в независимую СТО. Проведение платного ремонта в независимой СТО с использованием компонентов, поставляемых не автопроизводителем, не может являться причиной отказа в гарантийном обслуживании автомобиля дилером и/или автопроизводителем. Отказ в гарантийном обслуживании автомобиля может быть осуществлён только в том случае, если автопроизводитель и/или дилер докажут, что причина обращения и выявленного дефекта состоит в некачественном обслуживании в независимой СТО и/или использовании ей некачественных компонентов.

Независимые операторы имеют право равного с дилерами доступа к запасным частям, поставляемым автопроизводителями. Если независимый оператор готов соблюдать все обоснованные требования по закупке запасных частей, предъявляемые дилерам (минимальный объём закупок, минимальный размер заказа, условия оплаты и т.д.), то автопроизводитель не должен отказываться от сотрудничества с таким независимым оператором.

Доступ к технической информации.

Независимые операторы имеют право равного с дилерами доступа к технической информации по ремонту и обслуживанию транспортных средств.

Доступ должен предоставляться по запросу и без ненадлежащей задержки; информация должна быть предоставлена в удобной форме, а цена за доступ не должна препятствовать доступу к ней, принимая в учёт, в какой мере независимый оператор использует информацию. Доступ к технической информации по новым машинам должен быть предоставлен независимым операторам в тот же срок, в который она предоставляется дилерам.

Отказ от предоставления технической информации считается ограничением конкуренции. Доступ к технической информации, инструментам и обучению является необходимым предварительным условием для эффективной конкуренции на вторичном рынке обслуживания транспортных средств.

Г. Заключение.

НП «АДАК» и его члены в своей деятельности будут опираться на принципы, сформулированные в Меморандуме до появления соответствующей специализированной нормативно-правовой базы.

Члены Партнёрства будут содействовать:

  • - повышению доступности информационных материалов и сервисов для квалифицированного обслуживания и ремонта транспортных средств;
  • - повышению уровня пользовательской квалификации, которая позволяет понимать, распознавать и учитывать действия, направляемые в пользу или во вред потребителю при выборе им транспортного средства, материалов и услуг на рынке первичной продажи транспортных средств и их послепродажного обслуживания;
  • - увеличению многоканальности поставок технических материалов для предоставления квалифицированных услуг по обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также способствовать своей деятельностью появлению на рынке широкой альтернативы качественных материалов от любых мировых производителей автомобильных компонентов, которые имеют сертификат качества производителя;
  • - созданию совершенного конкурентного рынка в интересах владельцев транспортных средств и общества в целом.

Партнёрство и его члены считают общественно важной свою специализацию на рынке послепродажного обслуживания транспортных средств, что должно способствовать уменьшению стоимости и повышению безопасности содержания автопарка страны для любых типов пользователей и, тем самым, вносить свой вклад в сокращение транзакционных издержек национальной экономики.

НП «АДАК» и его члены призывают государственные законодательные и профильные исполнительные органы власти инициировать обсуждение и разработку нормативно-правовой базы регулирования рынка технического обслуживания транспортных средств и оборота запасных частей.