Адак

Публикации

Информационный бюллетень №1

Декабрь 2008 года

Тема: Импорт автомобильных комплектующих

I. Вступление

Вашему вниманию предлагается первый Информационный бюллетень Некоммерческого партнёрства «Дистрибьюторов автомобильных комплектующих «АДАК», который мы решили посвятить наиболее острой проблеме дистрибуции импортных автомобильных комплектующих на независимом вторичном рынке РФ, а именно – проблеме импорта по непрямым контрактам.

Сложившаяся практика импорта автомобильных комплектующих на территорию РФ вызывает серьёзные опасения у многих игроков рынка, которая заключается в формировании себестоимости при таможенной очистке грузов, несоответствующей нормам российского таможенного законодательства. Это, в свою очередь, позволяет отдельным импортерам получать неоправданные преимущества перед другими участниками рынка и приводит к несправедливой конкуренции.

Очевидно, что такая ситуация является бесперспективной и крайне рискованной.

Изменить сложившийся порядок дел возможно несколькими путями:

  • Государственное регулирование.
  • Скоординированные усилия игроков рынка.
  • Объединение усилий игроков рынка и государства.

Но, как известно, вовлечение государства в экономику может носить очень серьёзные негативные последствия для многих участников рынка. Поэтому наиболее безболезненным способом является координация усилий самих участников рынка для создания цивилизованных правил ведения бизнеса в полном соответствии с нормами российского законодательства для создания благоприятных условий развития рынка.

С радостью можно отметить, что такая координация усилий участников рынка уже очевидна. Последние несколько лет прошли под знаком перехода на прямые контракты. В данном процессе очень важна роль не только российских импортёров и дистрибьюторов, а также и иностранных поставщиков запасных частей, поскольку только при их желании и участии эти усилия могут увенчаться успехом. Координатором же таких усилий выступила наша организация.

II. Тенденции развития рынка

Как уже было отмечено, на рынке в последние годы произошли серьёзные изменения в процедурах импорта. Можно выделить три основные обязательные составляющие успеха перехода на прямые контракты по импорту автомобильных комплектующих на территорию РФ без участия государства:

  • Твёрдая позиция российских импортёров и дистрибьюторов.
  • Воля и содействие поставщика.
  • Координация усилий сторон.

Соблюдение этих условий даёт положительные результаты. Отсутствие хотя бы одного из этих условий при переходе на прямые контракты создаёт серьёзные проблемы на рынке и приводит к дискриминации интересов законопослушных предпринимателей.

На сегодняшний день можно говорить о возникших проблемах в ряде случаев во втором условии – воля и содействие поставщика. Это стало настоящим сюрпризом, поскольку речь идёт о крупных европейских производителях автомобильных комплектующих, в чьей поддержке этой тенденции сложно было сомневаться. Однако, как оказалось, меркантильные интересы имеют большее значение для таких компаний, и они готовы закрывать глаза и, фактически, потворствовать нарушению таможенного законодательства.

Но есть и другие примеры, когда западные поставщики занимают очень твёрдую позицию и совместно со своими российскими клиентами выстраивают импорт своей продукции в страну исключительно по прямым контрактам.

Необходимо выделить основные модели, которые применяются на сегодняшний день и обеспечивают полную прозрачность импорта грузов в РФ:

  • Открытие собственного склада поставщиком в России, с которого осуществляются отгрузки продукции дистрибьюторам.
  • Организация импорта продукции поставщика силами самого поставщика без открытия склада (фактически, использование базиса поставки DDP).
  • Наибольшее распространение приобрела третья модель – переход на поставки в РФ исключительно на условиях DDU.

Стоит отметить, что успех использования любой из указанных моделей может быть достигнут только при соблюдении равенства условий для всех покупателей конкретного поставщика. К сожалению, мы столкнулись в этом году с ситуацией, когда непоследовательная политика некоторых поставщиков привела к дискриминации интересов компаний, соблюдающих нормы таможенного законодательства. Это стало возможным по причине того, что поставщики оставили возможность некоторым своим покупателям импортировать продукцию не по прямым контрактам.

Целый ряд западных поставщиков поддержали переход на прямые контракты и обеспечили прозрачность поставок своей продукции в Россию. К таким компаниям относятся: Bosal, Bosch, Gates, KYB, LuK Aftermarket, Mann&Hummel, NGK, Ruville, SKF, Sogefi Filtration, Valeo, ZF Trading.

Совершенно очевидно, что сформировался тренд по построению импорта автомобильных комплектующих в РФ на основе исключительно прямых контрактов, что бесспорно является большим достижением.

Но с другой стороны удивляет недальновидность и нежелание целого ряда западных компаний присоединиться к этому тренду и способствовать построению цивилизованного вторичного рынка автомобильных комплектующих в РФ, основанного на принципах соблюдения норм законодательства, совершенной конкуренции и равных условий деятельности для всех участников рынка.

IIII. Защита рынка

Несмотря на то, что переход на прямые контракты и твёрдая позиция по соблюдению равных условий для всех покупателей, не приводит к 100%-му положительному результату, итоги перехода являются крайне положительными.

Однако для достижения 100%-го результата необходимы дополнительные инструменты.

Действующее российское законодательство предоставляет такие инструменты. Более того, эти инструменты позволяют бороться, в том числе и с подделками, которые оказывают негативное влияние на имидж торговых марок, не говоря уже о том, что они создают угрозу опасности езды на автомобиле, на котором установлены поддельные запасные части.

Наиболее эффективными инструментами, на наш взгляд, являются следующие:

  • Предоставление поставщиком в Федеральную таможенную службу РФ заверенного торгово-промышленной палатой прай-листа.
  • Регистрация поставщика в реестре объектов интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службе РФ.

На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что эти инструменты являются действительно эффективными. Основанием для этого служит тот факт, что один из поставщиков – компания KYB – воспользовался этими инструментами. В начале 2008 года представители KYB предоставили в ФТС РФ заверенный торгово-промышленной палатой Германии прай-лист, а в августе 2008 года торговые марки KYB были зарегистрированы в реестре объектов интеллектуальной собственности. Эти действия, практически, на 100% закрыли российских рынок для нелегального импорта продукции KYB, а также уже предотвратили целый ряд поставок поддельной продукции.

Таким образом, можно сказать, что наличие поставок не по прямым контрактам, а частично и подделок в какой-то степени обусловлены нежеланием некоторых участников рынка противодействовать этим явлениям.

IV. Рыночные возможности и риски

Нежелание целого ряда игроков рынка поддержать переход на прямые контракты вызвано, вероятно, непониманием тех возможностей и рисков, которые существуют на сегодняшний день для них.

В первую очередь мы бы хотели осветить нашу точку зрения относительно наиболее серьёзных существующих опасностей (рисков) при нарушении таможенного законодательства:

  • Потери государственного бюджета от нелегального импорта и нежелание с этим мириться. Последние несколько лет государство предприняло серьёзные шаги для борьбы с нелегальным импортом и добилось положительных результатов во многих отраслях. В 2008 году это коснулось уже и рынка автомобильных комплектующих. В соответствии с российским законодательством в случае выявления продукции, завезённой с нарушением таможенного законодательства, такая продукция подлежит конфискации не зависимо от того, на какой стадии дистрибуции она была выявлена (на складе импортёра, на складе оптовой компании или в розничном магазине).
  • Недобросовестная конкуренция со стороны компаний, импортирующих продукцию не по прямым контрактам, создающая неравные условия для участников рынка (продукция, завезённая не по прямым контрактам, может продаваться по более низкой цене, а это приводит к сокращению доходности бизнеса прямых импортёров и тормозит их развитие и рынка в целом). Не стоит забывать, что идущие уже полным ходом поставки по прямым контрактам создают прецеденты и повлекут за собой повышение контрольных показателей на таможне (таможенных индикативов), что автоматически повысит себестоимость импорта для участников рынка, не работающих по прямым контрактам (хорошим примером тут служат фильтры, повышение по которым произошло в конце 2007 года именно по этой причине). В тоже время поставщики, которые перевели своих покупателей на прямые контракты, вряд ли согласятся с тем, что продукция их конкурентов стала более конкурентоспособной по причине более низких цен в связи с отказом от перехода на прямые контракты. Очевидно, что они будут всячески способствовать выравниванию ситуации и противодействию нелегальному импорту. Более того, существуют возможности и приказного повышения таможенных индикативов путём конструктивного диалога с таможенными органами. Как известно, НП «АДАК» в 2008 году вступило в состав членов НП «ОПОРА» («ОПОРА РОССИИ»), что открыло большие возможности по взаимодействию с государственными органами.
  • Отсутствие правовых и экономических гарантий спокойного и стабильного развития бизнеса. Нарушение законодательства не может оставаться незамеченным, а это создаёт угрозу в любую секунду столкнуться с проверками правоохранительных органов, что влечёт за собой финансовые потери или полную потерю бизнеса. Нельзя забывать и о том, что нарушение законодательства в особо крупных размерах влечёт за собой, помимо всего, ещё и уголовную ответственность конкретных предпринимателей и их сотрудников.

Анализируя существующие риски, мгновенно возникает вопрос: «А стоит ли игра свеч?».

Описанные риски равно применимы, как для незаконопослушных импортёров, так и для их поставщиков, поскольку наступление любого из рисков влияет, как минимум, на финансовое состояние таких импортёров, а, следовательно, создаёт угрозу финансовых потерь поставщиков.

С другой стороны, существуют очень привлекательные положительные моменты (возможности) при переходе на прямые контракты. Фактически, мы говорим о том, что существующие риски становятся упущенными возможностями, а именно:

  • Отсутствие угрозы потери товаров даже в случае государственных проверок (таможенных ревизий) по причине того, что товар завозится в полном соответствие с нормами таможенного законодательства.
  • Отсутствие влияния повышения таможенных индикативов. Повышение индикативов при соблюдении таможенного законодательства не может повлиять на законопослушные компании и их ценообразование. Тем самым обеспечивается рыночная стабильность.
  • Создание рынка свободной конкуренции, где все игроки обладают равными условиями и возможностями, что обеспечивает стабильное развитие рынка в целом и приводит к цивилизованной конкуренции, основанной на конкуренции не за счёт демпинга, а за счёт повышения уровня обслуживания.
  • Правовые и экономические гарантии и возможности участников рынка. К экономическим возможностям можно отнести: возможность страхования складских запасов, возможность кредитного страхования для поставщиков и т.д.

В общем и целом, использование возможностей, вытекающих из перехода на прямые контракты, создаёт благоприятные условия для ведения бизнеса всеми участниками рынка – и импортёрами, и поставщиками, и остальными игроками рынка. Игнорирование же этих возможностей создаёт серьёзные риски для всех участников рынка, нарушающих таможенное законодательство или потворствующих этому. К таким рискам можно отнести: резкое повышение таможенных индикативов; таможенные ревизии и т.д. Это может привести к финансовым потерям, как со стороны импортёров, так и со стороны их поставщиков по причине угрозы возникновения не покрытых кредитов.

V. Заключение

Стоит признать, что на сегодняшний день объём импорта по непрямым контрактам автомобильных комплектующих в РФ составляет существенную долю. Но на лицо сложившаяся за последние годы тенденция по её сокращению. Это связано с нежеланием большого количества участников рынка (как российских импортёров и дистрибьюторов, так и поставщиков) мириться с подобными поставками.

Сегодня сложилась благоприятная ситуация для объединения усилий участников рынка в борьбе с нелегальным импортом своими силами без привлечения государства. Для этого подготовлены все условия: отработаны модели перехода на прямые контракты, налажена координация усилий всех сторон в процессе перехода; а самое главное, есть явное желание большого количества участников рынка поддержать сложившуюся тенденцию.

В тоже время, при необходимости имеются возможности привлечения государства для поддержки противодействия нелегальному импорту.

Мы будем и в дальнейшем отслеживать результаты перехода на прямые контракты и в целом рыночные тенденции и информировать Вас о них в наших информационных бюллетенях.